Расписываясь за свое первое в жизни водительское удостоверение, каждый итальянец получает в придачу к нему 20 виртуальных пунктов. В зависимости от того, хорошо он ведет себя на дороге или нет, баллы могут либо прирастать, либо стремиться к нулю, а тогда уж и вовсе можно лишиться заветной корочки...
На чем же может погореть итальянский водитель? Вот некоторые примеры.
Один балл снимают за мелкие нарушения вроде езды без включенных фар или неправильно закрепленного груза.
Проезд под "кирпич", превышение допустимого числа пассажиров, парковка на полосе, предназначенной для проезда общественного транспорта -- минус два балла.
Злоупотребление дальним светом, превышение скорости от 10 до 40 км в час, несоблюдение дистанции безопасности, повлекшее ДТП без человеческих жертв -- долой три очка.
Пять пунктов дают за так любимые здесь, типично итальянские правонарушения: езда без каски (на мотоцикле), не пристегнутый ремень безопасности, уши "в наушниках" и разговор по телефону.
Более крупные правонарушения оцениваются в 6 и 8 баллов, а самые непростительные караются десяткой. Например езда в состоянии сильного опьянения, превышение скорости более чем на 60 км в час, соревнования "кто быстрее", движение задним ходом по автостраде, проезд по полосе безопасности. Если же правонарушение предусматривает уголовное наказание, права чаще всего просто изымают у владельца.
А как узнать, сколько пунктов на твоем счету?
Система работает так. Сведения о нарушениях поступают от дорожной полиции, от автоматических фотокамер и измерителей скорости в одну общую базу. А уже оттуда нарушителю высылаются письма, из которых он узнает о своих проступках.
Но можно позвонить по бесплатному номеру (он един для всей Италии) либо проверить пункты зайдя на специальный сайт автомобилистов, тогда сомнений не останется никаких.
Если синьор или синьора "потратили" все свои пункты -- придется снова идти в аналог нашего ГАИ и сдавать экзамены -- теорию и практику -- только после этого выдаются новые права. То же в случае, если человек в течение года совершает три правонарушения, каждое из которых "тянет" на пять и более пунктов. Экзамены надо сдать в срок до 30 дней с момента, как вас уведомили о потере всех баллов. Иначе права блокируются на неопределенный срок. К слову, права сегодня обходятся в сумму от 600 до 800 евро.
Все вышеозначенное касается синьоров и синьор со стажем, а новичкам надо удвоить бдительность. Дело в том что "стоимость" всех правонарушений, совершенных в первые три года после получения прав, согласно Дорожному кодексу Италии, удваивается.
Как поощряют итальянских водителей за примерное поведение?
Те, кто не совершает правонарушений, каждые два года получают два пункта. Водители-новички плюс к этому получают за каждый год хорошего вождения еще по одному пункту, и так в течение трех лет. Накопив тридцать пунктов, водитель упирается в потолок -- больше иметь нельзя.
Разумеется, расставание с пунктами не заменяет уголовную, административную и гражданскую ответственность. Еще в автошколе новичкам поясняют, что гражданская -- это когда виновник обязан возместить ущерб, причиненный лицу, его имуществу или животным. А административная -- это "обязанность оплатить государству штраф в качестве наказания за преступление закона. Вот размеры некоторых штрафов (в евро):
-- парковка в неположенном месте -- 41,
-- не пристегнутый ремень безопасности -- 80,
-- проезд по перекрестку на красный свет -- 163,
-- разговор по мобильному телефону во время езды -- 161.
И в заключение одно маленькое дополнение. Итальянские законы не запрещают владельцу машины давать ее, в общем-то, кому угодно, даже посторонним людям. И это нередко используется как лазейка.
Например, один мой знакомый, проехав на красный свет с превышением скорости 40 км и будучи уличенным в этом видеокамерой (она фиксирует лишь номер авто), заявил, что за рулем была его мама, 75-летняя спринт-бабушка. У нее всегда тридцать пунктов, ибо ей торопиться уж точно некуда. Ну а сына чего-ж не выручить? 🙂