"Плебейские замашки", "удел плебеев" и даже "плебейская морда", -- раньше мне довольно часто доводилось слышать эти выражения. В Италии тоже попадается: "пить воду из крана -- удел плебеев", "налоги пусть платят плебеи" или "получать зарплату -- это для плебеев"...
И чем эти бедные плебеи так насолили обществу, что их поминают нехорошими словами во всех странах Европы?
Дело было еще в Древнем Риме...
Патриции, плебеи и прочие клиенты
Принято считать, что плебеи, plebs, это простой народ, который противостоял правящей верхушке -- патрициям. Но это не совсем так.
В римском обществе было много социальных слоев. В самом низу находились рабы -- у них вообще не было никаких прав и хозяин обращался с ними, как хотел. Разными способами раб мог выйти на свободу: заработав денег, сам себя покупал у хозяина; или владелец брал да отпускал его на волю -- за какие-либо заслуги, например...
Верхушкой общества являлись патриции. Когда Ромул основал Рим, он плугом очертил пределы города и поселил внутри первых римских граждан. Как это было, можно прочитать в статье "Кто и когда основал Рим". Затем Ромул выбрал себе советников -- это были пожилые, со нравственным весом, всеми уважаемые люди. Первый древнеримский "сенат" состоял из 100 человек. (Понятие "сенатор" произошло от слова senex -- старый, зрелый.)
Первые сенаторы назывались "отцы", то есть patres. Потомство этих патрес носило название патрициев, то есть сыновей сенаторов. Дети патрициев сызмальства приучались к управлению государством. Вот что пишут древние летописцы: "Считалось одним из доказательств скромности и уважения к старшим обыкновение провожать молодым людям своих родственников в сенат, стоять у дверей, и затем снова отводить домой. А император Август разрешил совершеннолетним сыновьям сенаторов присутствовать в самой курии сената, чтобы тем облегчить им приготовление к государственной службе".
Еще один интересный вид граждан -- это клиенты. Как правило, они жили за счет патрициев, -- те их кормили, давали одежду, а взамен клиент обязан обрабатывать землю патрона, защищать его во время мятежей, ходить вместе с ним на войну, и голосовать на выборах за того, кого укажет "шеф". Патроны представляли интересы своих клиентов в судах. В те времена только патриции знали законы, поэтому могли толковать их так, как выгодно им. Писали законы тоже они. Без патрона клиент не смог бы сказать и слова в суде.
Плебеи в этой иерархии находились где-то между рабами и клиентами. Они не имели патронов и ни от кого не зависели, но зато их никто и не защищал. Сами они законов не знали. Права выдвигаться на выборах у них не было, -- патриции не хотели подпускать их к управлению. Плебеи платили очень высокие налоги и подати в казну государства. Патриции от этой обязанности были избавлены. Плебеи обязаны были участвовать в войнах, чтобы защищать Рим. Но всю добычу делили между собой патриции.
Поначалу плебеи были мелкими земельными собственниками, которые работали сами на себя, иногда у них были один-два раба в услужении. Со временем плебеи стали заниматься также торговлей и ремеслами.
Патрициям домусы и сапоги, плебеям - сандалии с многоэтажками
Патриции и их клиенты жили в городе, который основал Ромул на холме.
Плебеи -- на огороженной территории у подножия холма.
Патриции жили в особняках с мраморными колоннами, бассейнами, стены часто были расписаны фресками, а полы выложены мозаиками, окна прикрывали тонкие плитки алебастра.
А плебеи обитали в "многоквартирных" домах, подобных нашим многоэтажкам. Иногда снимали комнаты над лавкой мясника или других непрестижных местах. Чтобы помыться, за водой ходили к фонтанам, или посещали общественные бани. Окна прикрывали деревянными ставнями.
Дома для плебеев строились из материалов наихудшего качества, делалось это абы как. Поэтому они часто обваливались, или в них случались пожары, стоило хозяйке неосторожно обойтись с огнем...
Император Цезарь Август учредил первую в истории службу пожарников, которые тушили такие возгорания...
Есть данные, что плебеи и рабы обувались в сандалии, а патриции носили на ногах калиги и кальчеи (что-то вроде сапог и ботинок, на одевание некоторых из них уходило до 10 минут). Император Калигула получил свое прозвище именно потому, что в детстве бегал по военному лагерю отца в сапожках.
Мужская одежда как у патрициев, так и плебеев, состояла из туники, -- рубашки длиной до колен, перепоясанной ремнем.
Патриции на тунику надевали тогу, -- большой отрез материи в форме полукруга до 6 метров в диаметре, она укутывала все тело до ног. Надеть тогу было сложным делом, приходилось прибегать к помощи рабов. Тога взрослого гражданина была однотонной, с желтоватым
оттенком -- такой цвет отличает полотно из натуральной шерсти.
Те, кто хотел пройти на выборах в магистрат, выбеливали ткань, наверное, чтобы быть более заметными в толпе. Такой цвет назывался candido, -- отсюда и появилось слово "кандидат". Те, кто уже служил в магистрате, носили тогу с пурпурными полосами.
А тоги триумфаторов имели пурпурный цвет и окантовку из золота по краям.
Профессии патрициев и плебеев отличались, как небо и земля.
Патриции признавали достойным делом только войну и политику, а также работу на земле (разумеется, они не сами обрабатывали свои участки, -- это делали клиенты и рабы).
Плебеи либо трудились на своих земельных наделах, выращивая урожай, либо торговали, либо занимались каким-либо ремеслом. В Древнем Риме было полно магазинов, лавок, где продавались горшки, мебель, зеркала из бронзы, обувь, ремни, ювелирные украшения, скульптуры, картины, ткани, цветы, освежители воздуха, косметика. Выйдя из дома, прохожий мог купить лепешку или пирожок, которые ему наперебой предлагала уйма торговцев, ходивших с товаром по улицам. Или зайти в тогдашнее ателье и пошить платье у портного-плебея, а потом перейти к обувщику и заказать у него сандалии или ботинки.
Но не стоит думать, что патриции были сплошь богатыми, а плебеи -- бедными, существовало сколько угодно обнищавших патрициев и процветающих плебеев. Основное отличие в том, что патриции держали в руках управление государством, а у плебеев не было голоса. А если плебей влез в долги и не мог рассчитаться с ними, его продавали в рабство. Многие проводили остаток дней в цепях, посаженные в темницы. И однажды случилась...
Первая в мире забастовка
Плебеи устроили ее в тот момент, когда Риму с трех сторон угрожали враги. Они просто отказались воевать. О том, как это было, пишет Тит Ливий:
"Плебеи видели, что вне Рима они сражаются за свободу и римскую власть, а дома их угоняют в плен и глумятся над ними их же сограждане, что свобода плебеев в большей сохранности на войне, чем в мирное время, и на территории врагов, нежели в границах Рима. Общее недовольство подогрело зрелище бедствий одного человека. На форум прибежал старик, весь в рубцах, отмеченный знаками бесчисленных бед. Одежда его была покрыта грязью, еще ужаснее казалось лицо -- истощенное и бледное, коему дикий вид придавали отросшая борода и космы. Но даже столь безобразного, узнали его; говорили, что он командовал центурией, и, сострадая ему, наперебой восхваляли его военные подвиги. Сам он показывал шрамы, полученные в битвах. Спросили его, отчего он так опустился, и, когда вокруг него собралась огромная толпа, поведал он, что воевал на сабинской войне, и поле его было опустошено врагами, и не только урожай у него пропал, но и дом сгорел, и добро разграблено, и скот угнан, но все же налог от него потребовали, и вот сделался он должником. Долг, возросший от процентов, сначала лишил его отцова и дедова поля, потом остального имущества, и наконец, как заразная болезнь, въелся в саму плоть его: не просто в рабство увел его ростовщик, но в колодки, в застенок. И он показал свою спину, изуродованную побоями..."
Было это в 495 году до нашей эры. С тех пор плебеи стали в открытую выступать против таких порядков, а патриции, чтобы только заставить их воевать, пообещали улучшить их положение, но, как вы догадываетесь, обманули. Тогда те ушли на Священную гору в нескольких километрах от Рима, обнесли свой лагерь валом, сделали оборонительный ров, и сидели, никого не трогая. Чтобы их оттуда снять, потребовалась хитрость.
"Было решено отправить к плебеям посредника Менения Агриппу, -- пишет Тит Ливий, -- человека красноречивого и плебеям приятного, поскольку сам был родом от них. Допущенный в лагерь, он рассказал им притчу. В те времена, когда не было, как теперь, в человеке все согласовано, но каждый член говорил и решал, как ему вздумается, возмутились другие члены, что все их старания идут на потребу желудку; а желудок, спокойно сидя в середке, не делает ничего и лишь наслаждается тем, что получает от других. Сговорились тогда члены, чтобы ни рука не подносила пищу ко рту, ни рот не принимал подношения, ни зубы его не разжевывали. Так, разгневавшись, хотели они смирить желудок голодом, но и сами все, и все тело вконец исчахли. Открылось, что и желудок не нерадив, что не только он кормится, но и кормит, потому что от съеденной пищи возникает кровь, а желудок равномерно по жилам отдает ее всем частям тела. Так, уподобив возмущение плебеев сенаторами мятежу тела, он изменил настроение людей."
В результате "забастовки" плебеи добились того, что их права стали защищать народные трибуны -- появилась такая новая должность в государственной иерархии. Они проводили законы, угодные плебеям, и даже могли наложить вето на решения, принятые сенатом. Сначала народных трибунов было два, а потом стало десять. По инициативе плебеев появились законы 12 таблиц, которые, хоть и ущемляли некоторые их интересы, были доступны для обозрения всем людям, ибо их выгравировали на бронзовых табличках и поместили на видном месте, и открыли плебеям возможность обсуждать их и знать наравне с патрициями, так что произвола с их стороны больше быть не могло. Законы эти оговаривали и ставку, по которой ростовщики могли требовать процент по долгам -- не более 8,3% годовых.
Слово плебей сегодня носит презрительный оттенок потому, что со временем этим понятием стали обозначать самые низы общества, "чернь", позабыв о том, что эти люди внесли огромный вклад в историю Европы. Среди плебеев многие были скульпторами и художниками, современные искусствоведы выделяют даже такое направление -- "плебейское искусство". И летописцев тоже было немало среди плебеев. Именно благодаря им до нас дошли сведения о жизни древних римлян. Да что там, и открывший Америку Христофор Колумб был сыном ткача, и знаменитый Леонардо да Винчи -- дитя нотариуса и крестьянки, и многие другие важные фигуры средневековья -- тоже были родом из семей не самого высокого полета.
Пожалуй, древние плебеи -- это то же, что сегодняшние фермеры и мелкие предприниматели. В Италии именно на их плечах держится экономика, они поставляют на стол еду и вино, а в шкафы -- обувь, одежду и сумки. Они исправнейше платят налоги, -- потому кое-кто и говорит в Италии, что это удел плебеев...
После того, что я изложила, у меня уже язык не повернется сказать плохо о плебеях. Надеюсь, у вас тоже 🙂
Не забудьте порекомендовать эту статью друзьям и знакомым, поделившись ею в социальных сетях.
Для тех, кто хочет проследить за отношениями плебеи--патриции в деталях и узнать, к чему они в итоге пришли, рекомендую почитать "Как развивалась борьба плебеев с патрициями в Древнем Риме".
Получается, что я плебей. И что-то мне подсказывает, что не самый плохой — на мне государство держится. Так что … горжусь.
Мне понравилось, что были клиенты — неожиданно.
Да, клиенты жили за чужой счет и питались подачками 🙁
А плебеи — гордые люди — зарабатывали на жизнь сами.
Наверное, сейчас весь средний класс — это плебеи в том, древнем, понимании слова.
Спасибо! Очень познавательно и интересно!
Я рада, если статья была вам интересна 🙂
Интересная статья, спасибо) Теперь сижу вся в раздумьях… Со временем, конечно, многие понятия подменились… Большинству людей и не докажешь теперь, что «плебей» — звучит гордо) Для меня лично слово «плебей» больше ассоциировалось со словом «невежда», «неграмотный», а ещё «плебейская психология», когда человек мыслит где-то на уровне инстинктов… Задумалась я, однако 🙂
А меня коротит током, когда слышу про плебейские замашки и прочее. Всегда хочется сказать, что дабы критиковать плебеев, надо самому быть патрицием 🙁
Согласна) А как вы думаете, если современный средний класс можно рассматривать как плебеев (в древнеримском понимании), то кого можно рассматривать как патрициев? Я вот поразмышляла и пришла к выводу, что современную властную верхушку, например, нельзя к ним отнести)
Я тоже об этом думала, — где можно найти патрициев? 🙂
Патриции — это люди со знатным происхождением, отцы которых стояли у истоков основания Рима. Деньги и собственность (например, на большие земельные наделы) переходили им по наследству.
А у нас, на просторах бывшего СССР, как все было? Собственность откуда взялась? И кому она сейчас досталась? А кто у нас стоял у истоков государства? Уже и не разберешься теперь.
Хотя можно взять за отсчет современную Беларусь. Тогда получается, что современная властная верхушка — это и есть наши новые патриции.
Получается, что плебеи — это все время одни и те же лица, а патриции периодически меняются 🙂
Это мои такие рассуждения…
Спасибо, очень интересная статья!
Константин, я рада, если вы нашли статью полезной 🙂
А я чем дальше живу, тем больше крепнет моя симпатия к плебеям…
Все-таки само слово плебей звучит больше как оскорбительное, статья интересная, но придется долго привыкать что это не так.
Прочитала ваш комментарий и словила себя на мысли, что уже давно не слышала слово «плебей». Тут, в Италии, оно практически выпало из оборота, во всяком случае в повседневной речи не встречается.
Отличная познавательная статья. Буду ее рекомендовать.
Спасибо. Надо мне возвращаться в университет, там много интересного рассказывают 🙂
Интересная статья, расширяет кругозор и заставляет призадуматься, кто есть кто.
🙂 Точно, заставляет призадуматься…
Спасибо. Сразу задумываешься, а судьи кто?..
🙂
Оля. Я думаю что травоядные, будут всегда травоядными, они родились таковыми, а хищники останутся хищниками, а остальное просто завуалированно. Это просто закон природы, надо воспринимать как должное. Вот и всё. А название значение не имеет.
Интересно вы рассуждаете 🙂
Но ведь бывают крупные травоядные. И мелкие хищники. А бывает, что бык берет на рога тигра.
Уж тем более в мире людей, которым правит не сила, а воля, может поменяться полярность…
Это мое мнение…
И все же люди должны жить по законам.
Оля, лапа ты моя. Не хитри, хищник хоть и маленький, он идёт до конца. Буйвол и тому подобные, стадные, и они не охотятся, а на рога поднимают только из за продолжения рода, то бишь охрана и защита своего потомства. Вот и всё.
Спасибо за статью! Интересно было почитать;))
Добавить комментарий