Вуаль из мрамора

Естественность и легкость... Тонкость и скурпулёзность.  Такие эпитеты напрашиваются, когда мы видим  эти работы...

Вуаль в скульптуре. Такая техника не один век поражает всех, кто видит это чудо. Кажется лёгкое дуновение ветра  и, ах... мраморное покрывало спадёт к ногам мраморной дамы. Такое творение принадлежит рукам человека и стало широко известно именно благодаря итальянским скульпторам.

Хотя техника вуали в скульптуре известна со времен древней Греции, её использовал великий Мекеланджело, но  пик популярности  пришёлся на начало 18-го века. Её «возродителями» можно назвать скульпторов  южно-итальянской школы  Антонио Корради и Джузеппе Саммартино. В их творчестве  сплелись традиции барокко  с веризмом неаполитанской пластики.  Самая известная их работа  Cristo Velato - Сокрытый Христос (Христос под плащаницей). Она выполнена в 1756 году.

1111

Известно, что первоначально она была заказана Антонио Корради. Он начал её по заказу  князя Раймондо де Сангро для капеллы Сан-Северо в Неаполе.

Но мастер  успел изготовить только глиняную модель, которая хранится хранится в музее Чертоза Сан-Мартино. После смерти Коррадини скульптуру завершил молодой  неаполитанец Джузеппе Саммартино.  Он сохранил первоначальный замысел — тончайшее мраморное полотно. Лежащий Христос укрыт воздушным  покрывалом, сквозь которое просматриваются контуры его тела.

Статуя выполнена с величайшим мастерством. Творению присуща барочная театральность и натурализм мастеров южной Италии. Предполагалось разместить  "Христа под плащаницей" не в самой капелле, а под ней — в крипте. Скульптура должна была  подсвечиваться особым изобретённым самим князем «вечным светом».

Работа  вызвала множество подражаний среди скульпторов второй половины  XVIII — нач. XIX веков. Саммартино создавал статуэтки  на светские и религиозные сюжеты. По его рисункам их исполнял Доменико Антонио Ваккаро. Учениками Саммартино были так же  Гори, Франко, Вива и другие. При этом работы Корради  находятся  в парках, соборах и музеях Эсте, Венеции, Рима, Вены, Дрездена, Детройта, Лондона, Праги, Неаполя.

Бюст "Девушка под вуалью" был куплен  для  Петра Великого  за "100 золотых дукатов". Он находился в Летнем саду до конца XVIII века, затем -- в  Зимнем дворце, где пострадал в пожаре 1837 года.

2222

Верхняя часть статуи после реставрации помещена  во Внутренний садик Царицыного павильона в Петергофе.

В начале 19-го века, произошел еще один всплеск техники «вуаль в скульптуре». В 1860-ом гоуд мраморный бюст весталки под покрывалом был создан итальянским скульптором Рафаэлло Монти.

И еще весталки...

777

В такой же технике работал еще один итальянец — Джованни Страцца. Самая известная работа мастера - скульптура Девы Марии находится в Канаде. Его произведения можно увидеть в Ватикане и Милане.

Как же создавалось такое чудо?  Для начала мастер практиковался обычном камне. Натурщицы и просто предметы в комнате «наряжались» в ткань. Скульптор наблюдал как «ведут себя» ткани разной плотности. Когда ткань струится, а когда  складывается и скрывает очертания.

Затем предстояло найти нужный материал. Так, кусок мрамора, которому предстояло стать произведением искусства, должен был иметь  один слой более плотный, а второй — прозрачный. В итоге мастер получал полное ощущение воздушности и лёгкости, что было недоступно мастерам древности. В те времена такая техника только зарождалась и не была полностью освоена.

Посмотрите на эти скульптуры еще раз. Они из камня. Из мрамора. Верится ли? Нам остаётся только любоваться их красотой и восхищаться мастерством скульпторов и в очередной раз сказать bravissimo!

Об авторе

Похожие записи

6 Комментариев

  1. Надежда
    • Ольга Языкович
      admin
    • Ольга Языкович
      admin
        • Ольга Языкович
          admin

Добавить комментарий