Экзамен по итальянской литературе

Эта статья для тех, кто хочет окинуть одним взглядом итальянскую литературу, понять, о чем переживали и переживают итальянские авторы, и вообще заглянуть в душу к итальянцам...

Вчера я сдавала экзамен по итальянской литературе: пришлось освоить всю ее, за каких-то полгода, начиная от Данте и заканчивая Итало Кальвино (это 50-е годы прошлого века). Дальше наш профессор решил не продвигаться, так как слишком близкое рассматривание не позволяет оценить верный масштаб (о современных авторах).

То, что литература поможет вам понять современных итальянцев и увидеть их новыми глазами, -- не преувеличение. Именно литература была тем лучом света, с помощью которого авторы искали в темноте корни итальянской нации. В темноте -- потому что начало этих поисков пришлось на средневековье, когда после краха римской империи вся Европа погрузилась во мрак. Первым взял в руки фонарь осознания Данте, за ним последовали Петрарка и Бокаччо... Дальше было только интереснее, литература становилась философским полем для рассуждений о том, могут ли итальянцы и должны ли примерять на себя крутой нрав и стальную волю древних римлян, а когда стало ясно, что от этой воли не осталось и следа, писатели стали показывать подлинный характер итальянцев со всеми изъянами. Но не буду отнимать у вас удовольствие: читайте, анализируйте, и делайте выводы сами.

Если вы хотите разобраться в вопросе "для себя", без сдачи каких-либо экзаменов, то вам достаточно будет прочитать авторов, которых по списку предложил студентам преподаватель (все они переведены на русский язык, надо только хорошо поискать в интернете). На мой взгляд, список гениальный:

  • Данте Алигьери, "Божественная комедия";
  • Франческо Петрарка, "Канцоньере";
  • Джованни Бокаччо, "Декамерон";
  • Никколо Макиавелли, "Государь";
  • Ариосто, "Неистовый Орландо";
  • Торквато Тассо, "Освобожденный Иерусалим";
  • Витторио Альфиери, роман-автобиография "Жизнь";
  • Карло Гольдони, комедии на выбор, я прочла "Трактирщицу" и "Самодуров";
  • Уго Фосколо, "Последние письма Якопо Ортиса";
  • Джакомо Леопарди, "Нравственные очерки", также рекомендую отдельные стихи, посвященные Италии;
  • Алессандро Мандзони, роман "Обрученные";
  • Джованни Верга, "Семья Малаволья", и еще "Дон Джезуальдо";
  • Габриэле Д'Аннунцио, "Наслаждение";
  • лирика Джованни Пасколи;
  • Луиджи Пиранделло, пьеса "Шесть персонажей в поисках автора", и роман "Покойный Маттио Паскаль";
  • Итало Свево, "Самопознание Дзено";
  • Джузеппе Унгаретти, стихи;
  • Эудженио Монтале, "Панцири каракатиц";
  • Карло Эмилио Гадда, "Пренеприятнейшее происшествие на улице Мерулана" (вместо того чтобы читать этот роман, я нашла экранизацию, в одной из главных ролей Клаудия Кардинале, фильм называется "Проклятая путаница" и свободно скачивается в русском интернете);
  • Итало Кальвино, "Наши предки".

italianskaya_literatura

Читая Бокаччо, я несколько раз подумала, что мы, русскоязычные, считаем своей классикой Достоевского и Толстого, а они -- "Декамерон" с его эротическими сюжетами. Потому-то у итальянцев и веселый нрав, и приятный легкий характер. Как же ошибалась я! По прочтении всего списка на меня напала хандра: смеются итальянцы лишь напоказ...

Взять к примеру Джакомо Леопарди с его дневником размышлений, в "Наградах, предложенных академией силлографов", пишет он что надо бы изобрести автомат, заменяющий собой друга. Чтобы "мог выполнять все его обязанности, но при этом не ругать и не вышучивать друга за глаза, не оставлять друга без защиты, услышав, как его бранят или осмеивают, не ценить репутации колкого остроумца выше дружбы и не смешить людей за счет оной, не разбалтывать с любой целью, а паче ради того, чтобы иметь о чем поговорить и чем покрасоваться, доверенных другом секретов, не использовать его расположение и откровенность, чтобы легче обмануть его и взять над ним верх".

Даааа, дружба в сегодняшней Италии -- понятие особенное, а ведь Джакомо Леопарди ровесник нашего Пушкина (в полном смысле слова, у них годы жизни совпадают). Давно он подметил, что для итальянцев дружба --"трамвай, на котором можно доехать до нужной остановки".

В очерке "На свадьбу сестры Паолины" Леопарди указывает, что итальянцы, вместо того, чтобы тренировать тело, как это делали их предки римляне, обленились и утопают в праздности. Он то и дело сравнивает современников с давними предками, и не в лучшую сторону, называя итальянцев слабыми, пустыми, лишенными и совести и сути. Такой характер был у Леопарди, человека с обостренным чувством справедливости, такой взгляд на действительность.

Самое оптимистичное чтиво из предложенного профессором списка -- пожалуй "Декамерон" Джованни Бокаччо и "Наши предки" Итало Кальвино. Бокаччо так и пишет в предисловии, что старался для читателей, которым особенно тоскливо: пусть они получат удовольствие, "столь забавны приключения, о коих здесь идет речь, и в то же время извлекут для себя полезный урок: они узнают, чего им надлежит избегать, а к чему стремиться, и я надеюсь, что на душе у них станет легче". И правда книга хорошо идет в дождливую погоду, а уж если надо проучить кого-то или восстановить справедливость, новеллы Бокаччо вдохновят покуражиться, в хорошем смысле этого слова 🙂 Итало Кальвино создает героя, способного перевернуть правила игры и проявить твердость духа (а начинается все из-за скандала по поводу улиток, это о них картинка в начале статьи), но жить ему приходится где? Читайте "Барон на дереве", и все поймете...

Итальянская литература возрождения ищет ответ на вопрос: что слабый человек может противопоставить жесткому миру, в котором правят рок, беспощадная судьба, внешние обстоятельства? У каждого автора свой ответ. У Данте -- Любовь и Великодушие. У Бокаччо -- принятие правил игры и веселый кураж с целью не только позабавиться, но и восстановить справедливость. Самый радикальный, захватывающий ответ дает Макиавелли: твердой рукой обуздать судьбу, как делали это древние римляне, не знавшие христианских ценностей. Никколо Макиавелли пишет "Государя" в тяжелый момент: он отправлен в отставку, вынужден от безделья играть с трактирщиком в карты и пилить ветки деревьев на продажу, чтобы прокормить семью... Модель "нового человека" Макиавелли видит в сыне папы Александра VI, -- это Чезаре Борджиа, с которым мыслитель был знаком лично. Читайте, наслаждайтесь. Просьба не забывать, что Макиавелли всегда оставался республиканцем и никогда не мечтал о тирании, он призывал к строительству крепкого государства на основе законов. Попытка вывести на страницах книги образ хладнокровного героя-правителя, это желание снять маску лживой христианской морали. Позже Макиавелли сделает это в одной из своих пьес "Мандрагола", заставив молодую жену недалекого, но чванливого старца согрешить у него под носом с молодым любовником.

roman_obruchennye

Работу над романом "Обрученные" Алессандро Мандзони вел в три этапа -- один раз написал в 1823 году, затем два раза переписывал. Проблема была в итальянском языке, которого, во-первых, Алессандро Мандзони не знал, а во-вторых его не существовало, того хорошего, простого, литературного языка, понятного и доступного всем жителям страны (Италия объединилась в 1861 году, а до этого представляла из себя отдельные мелкие республики и княжества, каждая со своим сводом законов и диалектом). Мандзони, по его собственному выражению, использовал "немного миланского", "немного тосканского", "немного французского". Под рукой он держал словари, иногда ему приходилось переводить нужное слово с французского на итальянский, или с миланского диалекта на тосканский. В конце концов писатель уезжает во Флоренцию, которая со времен Данте считалась колыбелью классического итальянского, и там "дошлифовывает" свой язык, таким образом последняя переделка романа шла с 1827 по 1840 год.

Роман "Обрученные" Алессандро Мандзони -- столп итальянской литературы, разбору ни одного произведения не уделяют в школах столько внимания, сколько "Обрученным". В Милане одна из главных улиц носит имя Мандзони. Роман дает полную социальную картину жизни севера Италии в 17 веке, но это лишь фон, на котором разыгрываются жизненные драмы основных героев, их характеры автор выписал потрясающе живо и точно. Мне больше всего запомнилась судьба Гертруды, которую психологически сломали, очень тонко, родители-аристократы, мать и отец. Девочка вынуждена уйти в монастырь, потому что так и не смогла сказать "нет", проявила отсутствие силы воли, которое уже становится классикой в итальянской литературе...

То же отсутствие внутреннего стержня -- в герое романа "Наслаждение" Габриэле Д'Аннунцио, а купленный им на последней странице книги шкаф становится символом душевной пустоты. Хотя сам Габриэле Д'Аннунцио прожил яркую жизнь и навсегда вошел в историю литературы, его герой во многом автобиографичен. Писатель был популярен и в дореволюционной России, но Владимир Ильич Ленин решил, что авторам, прославляющим эстетизм, эрудицию, нарциссизм и прочие ценности аристократии, не место в советском обществе, так что книги его вышли из оборота...

Джованни Верга задумал цикл из пяти романов о людях, побежденных жизнью. Это должны быть представители разных классов -- начиная от бедных рыбаков, и заканчивая верхушкой общества, аристократами и политиками. Удалось написать лишь два романа -- "Семья Малаволья" о сицилийских рыбаках, и "Дон Джезуальдо". "Семья Малаволья" описывает крах жизни: бедность, потеря кормильца семьи, затем лодки, затем дома, затем здоровья, но... Глава семейства, дедушка `Нтони и не думает терять внутреннее достоинство, все его усилия направлены на выплату долга и сохранение чести семьи Малаволья. Вдохновляюще! Что из этого выйдет, вы узнаете прочитав роман самостоятельно 🙂

italianskaya_literatura_1

"Самопознание Дзено" от Итало Свево -- это дневник пациента, который проходит лечение у психотерапевта (прототипом доктора стал Зигмунд Фрейд), с целью бросить курить... Его проблема -- последняя сигарета, которую он выкуривает всякий раз, когда перед ним возникает сложная ситуация... Но истинная проблема в том, что Дзено не может разрешать такие ситуации, он все время обманывает сам себя и в результате у него нет ни малейшего шанса справиться с реальностью. Роман вызывает улыбку, настолько горячо, правдиво и искренне главный герой пытается вести игру в дурака с собственной тенью.

В общем, если Данте, отец итальянской литературы, считал, что року с его неожиданными поворотами человек может противостоять, проявляя Великодушие, Мудрость и Любовь, то чем дальше в лес, как видим, тем больше дров...

Искренне желаю вам получить от знакомства с итальянской классикой огромную порцию эстетического удовольствия!

Об авторе

Похожие записи

Добавить комментарий